При возведении или ремонте автомагистралей особое значение имеет качество уплотнения асфальтобетона и почвы. Именно от этих характеристик полностью зависит долговечность объекта строительства. Для этого служат специализированные технические агрегаты, а в частности дорожные катки.
Типы и подтипы катков
Дорожный каток являет собой особый транспорт, созданный для уплотнения материалов в процессе возведения дорожных полотен. Такие мероприятия реализуются посредством качения рабочих механизмов по поверхности объекта. По способу перемещения представленный вид специальной техники подразделяют на: прицепные, самоходные и полуприцепные.
У прицепных устройств отсутствует собственный привод, а масса агрегата передается на полотно посредством функционального органа. Вес катков полуприцепной модификации переносится на обрабатываемое покрытие путем оборота вальца и тягача. Самоходные устройства оснащены собственным мотором и силовой передачей.
Специфика самоходных катков
Техника представленной группы чаще иных модификаций эксплуатируется в процессе дорожно-строительных мероприятий. Возможность добираться до места работы своим ходом является незаменимым качеством данных агрегатов. В конструкции этих катков может быть разное число вальцов, которые отличаются количеством осей, могут оснащаться любым из функциональных механизмов и иметь некий принцип работы. Однако ключевым отличием спецтехники рассматриваемого назначения от полуприцепных модификаций стала высокая производительность.
Кроме того, самоходные катки делятся на группы согласно их способу влияния на материал. Выделяют устройства:
- вибрационные;
- статические.
При эксплуатации катков последней категории уплотнение полотна осуществляется благодаря влиянию силы тяжести, что гарантирует гладкость покрытия.
Дорожная спецтехника вибрационного типа
Особая техника вибрационных модификаций осуществляет плотную прокладку автодорог не только в силу собственного веса, а и благодаря колебаниям, образующимся в процессе вращения вальцов. Эксплуатируются подобные агрегаты для реализации масштабных работ, а конкретно, для утрамбовки различных слоев полотна. Иногда рассматриваемый каток дополнительно оборудуется кулачковым бандажом или бульдозерным отвалом.
Вибрационные модификации дорожной спецтехники отличаются высоким уровнем эффективности работы со всевозможными типами почв. По этой самой причине большинство эксплуатируемой сегодня техники рассматриваемого предназначения относится к категории вибрационной.
Еще одним отличительным нюансом между дорожными катками стали виды функциональных механизмов. Более того, и среди всех вышеописанных модификаций имеется еще одна вариация – дорожные машины комбинированного типа. Специальный транспорт такого рода оборудован сразу несколькими вариантами перестановочных функциональных механизмов. Это позволяет транспорту для утрамбовки приспосабливаться к разным типам местности и почв.
И, напоследок, катки дорожные варьируются по числу осей. Они бывают: одно-, двух- и трехосные. Для реализации мероприятий по уплотнению базовых слоев, как правило, эксплуатируют агрегаты первых двух видов. Трехосные катки применимы уже на финишном этапе уплотнения полотна.